Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мережковский дм. сер

Гуманитарный словарь

МЕРЕЖКО́ВСКИЙ Дм. Сер. (1865-1941) - писатель, поэт, драматург, переводчик, лит. критик, публицист, религ. мыслитель. Творч. путь начал как поэт. В первом сб. ("Стихотворения", 1888) ощутимы отзвуки либерально-народнических идей, а также поэзии "скорби и печали" С. Надсона. В 1-й пол. 1890-х гг. М. начинает писать (отчасти под влиянием Э. По, Ш. Бодлера и др. зап. художников) в духе "декадентской" поэзии, призванной выразить мировосприятие и болезненно-уточенные настроения людей "конца века". Предтечей нарождавшегося рус. символизма стала кн. М. "О причинах упадка и о новых течениях совр. рус. литературы" (1893). Гл. элементами нового иск-ва М. провозгласил мистическое содержание, символы и "расширение художественной впечатлительности". В творчестве М. эти искания отразились в сб. "Символы" (1892) и "Новые стихотворения" (1896). В 1890-х гг. М. написал в жанре "субъективной критики" ряд оригинальных очерков и этюдов о рус. и зарубеж. классиках, они вошли в кн. "Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы" (1897). На рубеже веков были созданы крупные произв., принесшие М. признание и европ. известность: обширное филос.-критич. иссл. "Л. Толстой и Достоевский" (1901-02. Т. 1-2) и ист. трилогия под названием "Христос и Антихрист" (1895-1905). В обобщающей интерпретации М.-критика Ф. Достоевский предстает как гениальный провидец в сфере духа, а Л. Толстой - как "тайновидец плоти". Заслуга М. состоит в том, что он рассмотрел творчество двух великих рус. художников и мыслителей в контексте мир. духовной культуры. В ист. трилогии (романы "Смерть богов. Юлиан Отступник", "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи", "Антихрист. Петр и Алексей") воплотилась такая черта М., как "благоговейное уважение к большим масштабам мирового прошлого" (Н. Бердяев). При этом внимание романиста привлекали те ист. эпохи, где скрещивались тенденции упадка и духовного возрождения, к-рые он находил и в совр. ему жизни. В романах, как и в кн. о Толстом и Достоевском, отчетливо выявилась склонность писателя к нек-рому схематизму, антиномичному мышлению: его историософия сводилась, по существу, к универсальной идее противоборства "духа" и "плоти", христ-ва и язычества, Христа и Антихриста. М. выдвинул концепцию "нового религ. сознания", к-рая предполагала синтез разнородных мир. начал в некоем высшем царстве Духа. С проповедью своей доктрины "неохристианства" М. выступал и как публицист (напр., сб. "Грядущий Хам", 1906), и как религ. деятель. Он стал одним из инициаторов и организаторов Религ.-филос. собр. (1901-03), вместе с З. Гиппиус и П. Перцовым основал религ.-обществ. ж. "Новый путь" (1903-04). Идея религ. общественности, выдвинутая М., пронизывает всю его предрев. публицистику ("Пророк революции", "Больная Россия", "В тихом омуте", "Было и будет" и др.). Во время 1-й рус. рев-ции М. резко повернулся к радикализму и пришел к идее полного неприятия самодержавия. В февр. 1906 уехал во Францию, прожил за границей ок. двух с половиной лет. Там были созданы драмы "Павел I", "Маков цвет" (последняя совм. с З. Гиппиус и Д. Философовым). В 1910-е гг. М. работал над романами "Александр I" и "14 декабря", публицист. статьями. Критически встретив Окт. рев-цию, в к-рой он увидел разгул стихийных сил, М. с Гиппиус в 1920 эмигрировали сначала в Варшаву, затем в Париж. Все годы эмиграции занимал непримиримую позицию по отношению к Сов. России. Осн. произв., созданные за границей ("Тайна Запада. Атлантида и Европа", "Иисус Неизвестный", цикл "Лики святых. От Иисуса к нам" и др.), так или иначе связаны с ключевыми идеями М. о дух. перерождении мира, грядущем Царстве духа, воплощении на земле истинного христ-ва.

Д. Мережковский (справа), З. Гиппиус, Д. Философов. 1911

Д. Мережковский (справа), З. Гиппиус, Д. Философов. 1911

Полезные сервисы

мережковский дмитрий сергеевич

Энциклопедический словарь

Мережко́вский Дмитрий Сергеевич (1865-1941), русский писатель, религиозный философ. Муж З. Н. Гиппиус. Брат К. С. Мережковского. Работа Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) - эстетическая декларация русского декадентства. В романах (трилогии «Христос и Антихрист», 1895-1905; «Александр I», 1911-12, и др.) и пьесах, написанных на историческом материале, - осмысление мировой истории как вечного борения «религии духа» и «религии плоти». Автор исследования «Л. Толстой и Достоевский» (кн. 1-2, 1901-02). Публицистика (антиреволюционный памфлет «Грядущий хам», 1906); стихи. С 1920 в эмиграции, где опубликовал книги «Лица святых. От Иисуса к нам» (вып. 1-4, 1936-38), «Данте» (т. 1-2, 1939) и др.

* * *

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич - МЕРЕЖКО́ВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1866-1941), русский писатель, религиозный философ. Брат К. С. Мережковского (см. МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич). Работа Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) - эстетическая декларация русского декадентства. В романах (трилогия «Христос и Антихрист», 1895-1905, «Александр I» и многих др.) и пьесах, написанных на историческом материале, осмысление мировой истории как вечного борения «религии духа» и «религии плоти». Автор исследования «Л. Толстой и Достоевский» (кн. 1-2, 1901-02). Публицистика (антиреволюционный памфлет «Грядущий хам», 1906); стихи. С 1920 в эмиграции, где опубликовал книги «Лица святых. От Иисуса к нам» (вып. 1-4, 1936-38), «Данте» (т. 1-2, 1939) и др.

Большой энциклопедический словарь

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1866-1941) - русский писатель, религиозный философ. Брат К. С. Мережковского. Работа Мережковского "О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы" (1893) - эстетическая декларация русского декадентства. В романах (трилогия "Христос и Антихрист", 1895-1905, "Александр I" и многих др.) и пьесах, написанных на историческом материале, осмысление мировой истории как вечного борения "религии духа" и "религии плоти". Автор исследования "Л. Толстой и Достоевский" (кн. 1-2, 1901-02). Публицистика (антиреволюционный памфлет "Грядущий хам", 1906); стихи. С 1920 в эмиграции, где опубликовал книги "Лица святых. От Иисуса к нам" (вып. 1-4, 1936-38), "Данте" (т. 1-2, 1939) и др.

Энциклопедия Кольера

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1865-1941), русский писатель, литературный критик, религиозный мыслитель. Родился 2 августа 1865 в Петербурге. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1888 увидел свет первый поэтический сборник Мережковского. Теоретическому обоснованию литературного символизма была посвящена работа Мережковского О причинах упадка и новых течениях современной литературы (1893). Литературную известность принесли Мережковскому его историко-литературные и публицистические труды: Вечные спутники (1897), Л.Толстой и Достоевский (1901-1902), Грядущий Хам (1906), В тихом омуте (1908), Не мир, но меч (1908) и др. Символизм был характерен и для Мережковского-романиста: трилогия Христос и Антихрист (1896-1905), романы Александр I (1913), 14 декабря (1918). Мережковский участвовал в организации Религиозно-философских собраний в Петербурге (1901-1903), редактировал журнал "Новый путь" (1903-1904), был одним из активных участников Религиозно-философского общества в Петербурге (с 1907). Он эмигрировал в 1920. В эмиграции вышел целый ряд его трудов - Рождение богов (1925), Мессия (1928), Тайна трех (1925), Тайна Запада: Атлантида-Европа (1930), Иисус Неизвестный (1932), Наполеон (1929), Данте (1939). Восприняв мысль позднего Вл.С.Соловьева о "неудаче дела Христова в истории", Мережковский был полон апокалиптических предчувствий, как никто другой из русских мыслителей переживая обреченность и тупиковость исторического пути человечества. Человечество и его культура, по Мережковскому, заболевают неизбежно и излечение невозможно: историческая церковь не может сыграть роль врачевателя потому, что, с одной стороны, в своей "правде о небе" противостоит миру, чужда ему, а с другой - в своей исторической практике сама является лишь частью исторического тела человечества и подвержена тем же болезням. Спасение современному человечеству может принести только трансцендентный источник - "второе пришествие". Иначе, по убеждению Мережковского, история, уже исчерпавшая себя в своем рутинном, профанном движении, приведет лишь к торжеству "грядущего Хама" - вырождающейся бездуховной мещанской цивилизации. В этом смысле "новое религиозное сознание", провозглашавшееся Мережковским, - сознание не только апокалиптическое, ожидающее конца времен и "религии Третьего Завета", но и революционное, готовое к прорыву в чаемое катастрофическое будущее, чтобы самым радикальным и бесповоротным образом отбросить "прах старого мира". "Мы отплыли от всех берегов", "лишь постольку мы люди, поскольку бунтуем", "наступил век революции: политическая и социальная - только предвестие последней, завершающей, религиозной" - эти и им подобные утверждения в решающей степени определяют суть мировоззренческой позиции Мережковского, который несомненно предвосхитил революционно-бунтарские мотивы в европейской мысли 20 в. "Революционная" открытость будущего, по Мережковскому, - это не только ситуация, в которой оказалось современное человечество. В своих трудах по истории религии и культуры он стремился показать, что вся мировая история носила катастрофический характер, человечество всегда жило в преддверии конца истории, отнюдь не ошибаясь в своих апокалиптических предчувствиях, потому что конец уже не раз должен был наступить. Гибнет мифическая Атлантида, погибают внутренне больные древние цивилизации Америки, античный мир, и не раз уже человеческая история стояла на краю пропасти. Катастрофы не произошло только благодаря "религиозной революции". В этом смысле для Мережковского христианство - самая революционная религия: "Рим погиб - спасся мир. Это и значит, что участь Европы была бы участью древней Америки и, может быть, Атлантиды древнейшей, если бы не пришел Спаситель". Спустя два тысячелетия, считал Мережковский, христианство, несмотря на всю неполноту и несовершенство своих исторических форм, остается той духовной силой, которая может вновь спасти историю. Умер Мережковский в Париже 9 декабря 1941.

ЛИТЕРАТУРА

Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений, тт. 1-24. М., 1914 Гиппиус-Мережковская З.Н. Д.Мережковский. Париж, 1951 Мережковский Д.С. Собрание сочинений, тт. 1-4. М., 1990

Полезные сервисы